Уатаева Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы
КГУ "Долонская средняя школа"
Урок №1 "Профессий много на Земле" из раздела "Мир профессий" разработан по требованиям обновленной программы обучения и преподавания.
Рубрика: ШКОЛА-Русский язык | 5 класс Дата: 14.11.2022
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
|
5СГ4 - прогнозировать содержание по отрывкам текста; 5Ч3 - понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей; 5П3 - представлять информацию в виде рисунков; 5СРН2 - использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения |
||||||||||||||
Цели урока
|
Все учащиеся смогут понять, что такое профессия, для чего она нужна, понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов, участвовать в диалоге, использовать в речи слова с прямым и переносным значением, расширить словарный запас, представлять информацию в виде рисунка; Большинство учащихся смогут описать современные профессии, описать качества человека, необходимые для данной профессии, формулировать вопросы и отвечать на них, определять роль слов с прямым и переносным значением, синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов, заимствованных слов, эмоционально окрашенных слов, использованных автором для различных целей. Некоторые учащиеся смогут оценивать звучащую речь, анализировать объявления о вакансиях, аргументировать свою позицию, прогнозировать ситуации, связанные с профессиями, рассуждать о том, какие качества требуются для определенной профессии, использовать многозначные, заимствованные, эмоционально окрашенные слова, гиперболы, эпитеты, сравнения |
||||||||||||||
Языковая цель
|
Учащиеся могут использовать языковые навыки: слушание, говорение, чтение, письмо; использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова Ключевые слова и фразы: профессия, труд, работа, деятельность учение, специалист, необычные профессии, школа будущего, учитель, врач, вакансия, «живая» статуя, общество Полезные фразы для диалога / письма: Дело мастера боится О человеке судят по его труду Труд кормит, а лень портит Все работы хороши, выбирай на вкус |
||||||||||||||
Вопросы для обсуждения: Что такое профессия? Для чего она нужна? Что надо сделать, чтобы получить профессию? Какие качества требуются для определенной профессии? Какие современные профессии ты знаешь? Почему они появились? А какие необычные профессии ты знаешь? Можете ли вы сказать почему важно, чтобы профессия была выбрана по душе? появились необычные профессии? необходимо учиться, чтобы получить профессию? Письменные подсказки: Возможно, вероятно, я думаю, я считаю, мне кажется, чтобы получить профессию надо…, это будет возможным благодаря…, я представляю себя в будущем…я думаю, что желающие получить необычную работу должны обладать следующими навыками и знаниями… |
|||||||||||||||
Критерии оценивания
|
Понимают основное содержание текста, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение; Используют в речи слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначных слова, представляют информацию в виде рисунков; Прогнозируют содержание по отрывкам текста; Аргументируют необходимость появления необычных профессий в будущем под влиянием требований времени |
||||||||||||||
Привитие ценностей |
В рамках национальной идеи «Мәңгілік Ел» формировать понятие о ценности образования, вырабатывать стремление к открытости в сотрудничестве, развивать коммуникативные навыки, функциональной грамотности |
||||||||||||||
Межпредметные связи |
Познание мира, литература |
||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Интерактивная доска, интернет – ресурсы, видеосюжет |
||||||||||||||
Предыдущее обучение |
Учащиеся на уроках русского языка, познания мира, на классных часах обращались к теме «Мир профессий», имеют о них представление, владеют достаточным словарным запасом |
||||||||||||||
План |
|||||||||||||||
Планируемое время |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||
Начало 8 мин. 2 мин.
1 мин.
3 мин
2 мин.
|
Организация класса. Приветствие. Психологический настрой – стратегия «Волшебная палочка» (Ученики, стоя в кругу и передавая друг другу палочку, говорят, кем они мечтают стать в будущем) Создание коллаборативной среды, деление на группы Ученики объединяются в группы путем выбора карточек с названием профессий (учитель, врач, водитель) Подведение учащихся к теме урока – просмотр видеоролика «Изучаем профессии». Определение темы, целей урока, критериев оценивания Стратегия «Продолжи фразу» Закончите предложение: Сегодня на уроке мы будем говорить о… Актуализация прежних знаний Словарная разминка. Стратегия «Мяч» (учащийся, которому учитель бросил мяч, называет нужное слово и возвращает мяч учителю) Учитель - (учит), врач - (лечит), водитель – (водит машину), агроном - (работает на земле), парикмахер – (стрижет), повар – (варит) Формативное оценивание: наблюдение учителя «Словесное оценивание» |
Карточки с изображением людей разных профессий Видеоролик «Изучаем профессии» https://www.youtube.com/watch?v=uVREMnXOZ9g
|
|||||||||||||
Середина урока 32 мин
6 мин
10 мин
1 мин
10 мин
3 мин.
|
(ГК) Задание на развитие навыков слушания и говорения Вопросы: -Какие ассоциации вызывает у вас слово «профессия»? - Для чего нужна профессия человеку? Работа со словарем: определение слова профессия, запись в тетрадь Стратегия «Кластер». Профессия –это… Затем учащиеся по часовой стрелке обойдут столы и изучат, что сделали другие группы. Защита кластеров: кто больше написал синонимов Формативное оценивание: взаимооценивание стикерами (Г,К) Задание на развитие навыков чтения Работа с текстом упр.3В стр.135 Стратегия «Руководимое чтение» А) Учитель начинает чтение текста, далее учащиеся читают по цепочке, определяют тему текста, подбирают название к тексту, находят ключевые слова, синонимы к слову учитель В) В каждой группе высказывают свое мнение, рассуждают по заданным вопросам, по очереди дополняя друг друга, но не повторяясь: - Почему говорится, что если б не было учителя, то и не было бы ни Шекспира, ни Коперника? - Согласны ли вы с автором, что без учителя не была бы открыта Америка? - О каком качестве характера учителя говорится в тексте? В каком значении (прямом или переносном) употреблено словосочетание «сердце доброе»? - Вы согласны с тем, что «мир удивителен с учителем»? Как это можно объяснить? Формативное оценивание прием «Сэндвич» (ИК) Разминка «Профессия» Чтоб профессии иметь (разгибаем пальцы) Надо много знать, уметь (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки) Хорошо, дружок, учись! (Погрозить пальчиком) И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение пальцем) Дифференцированное задание на развитие навыков письма
Задание для менее способных учащихся: Стратегия «Знаю - не знаю» упр.274, упр.276 Вписать в таблицу названия профессий в 2 колонки «знаю - не знаю», найти толкование неизвестных слов в словаре, записать в тетрадь, обобщить информацию. Задание для учащихся со средними учебными возможностями: Творческое задание: упр.279. Прочитать объявление о вакансиях, обсудить требования, предъявляемые к желающим, написать свое объявление о вакансии. Задание для более способных учащихся: Стратегия «Предположи и дополни» Упр.303(АБ) Прочитать текст, предположив о какой профессии идет речь, озаглавить его, дописать, доказав, что это необычная профессия, необходимая в наши дни. Текст Когда видишь его, то кажется, что это настоящая статуя, а не живой человек. А когда статуя оживает, как радуются дети! Это не простая работа, ведь…. Дескрипторы: - понимает предоставленную информацию - демонстрирует информацию в виде таблицы; - пишет текст объявления; - доказывает необходимость тех или иных профессий; Формативное оценивание Стратегия Попс Я считаю, что… потому что… например… поэтому считаю… (ИГ) Задание на соблюдение речевых норм Стратегия «Установи соответствие» Упр.273(А) Соедини 1 и 2 части пословиц. Ответь на вопрос: чему учат эти пословицы? Найди антонимы, синонимы, многозначное слово Какие изобразительные средства использованы? Формативное оценивание: взаимооценивание сигнальными карточками «Светофор» |
Толковый словарь
стикеры Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К. Сабитова Издательство «Мектеп»,2017 г. Стр. 135
Учебник «Русский язык для 5 класса общеобразовательных школ», автор З.К.Сабитова Издательство «Мектеп», 2017 г Стр. 124,132
Флипчарт, фломастеры
На доске начало фраз на карточке Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб разовательных школ», автор З.К.Сабитова Издательство «Мектеп», 2017 г Стр.122, 136 Сигнальные карточки |
|||||||||||||
Конец урока 7мин 1 мин
3 мин
|
Дифференцированное домашнее задание А - Составить синквейн со словом «Профессия»; В - Упр. 5 (придумай название профессий одним словом); С - Записать 4 пословицы о труде; Рефлексия: Беседа: Что вам понравилось на уроке? Чтовы узнали нового? А кто из ребят, на твой взгляд, хорошо поработал? Аплодисменты Обратная связь Стратегия «Дерево успеха» На нарисованном дереве закрашивают человечка, тем самым указывая свое местоположение по результатам темы урока |
Учебник «Русский язык для 5 класса общеоб разовательных школ», автор З.К.Сабитова Издательство «Мектеп», 2017 г Стр. 136
|
|||||||||||||
Дифференциация Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам? |
Оценивание Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Межпредметные связи. Здоровье и безопасность, поддержка Икт, ценности |
|||||||||||||
Дифференцированное задание на развитие навыков письма. - Менее способные учащиеся выполняют упр.274, 276 стр.124 из учебника З.Сабитовой. Заполняют таблицу названиями профессий в 2 колонки «знаю – не знаю». Затем идет словарная работа с незнакомыми словами. - Учащиеся со средними учебными возможностями выполняют творческое задание. Читают упр.279.Им необходимо написать свое объявление о вакансии - Более способные учащиеся выполняют упр.303 Работа с текстом. Читают, выдвигают предположение о какой профессии говорится в тексте, озаглавливают текст, доказывают необычность профессии и дописывают текст.
Дифференцированное домашнее задание: - менее способные учащиеся составляют синквейн со словом «Профессия» - учащиеся со средними учебными возможностями выполняют упражнение 5 стр.136 учебник Сабитовой, придумывают название профессий одним словом - более способные учащиеся заисывают 4 пословицы о труде, рассуждают о том, кем представляют себя в будущем, какие шаги предпринимал для достижения цели |
В течение урока применялось формативное оценивание с использованием приемов «Словесное оценивание», «Сэндвич», «Светофор», взаимооценивание, самооценивание, рефлексия «Беседа». обратная связь «Дерево успеха»
|
На уроке предусмотрены смена видов деятельности, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. |
|||||||||||||