Навигация

Издание не издается с июня 2025 года

Школьный театр

Галаганова Галина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Многопрофильная школа-лицей №5 имени С. Сейфуллина»

Факультативный курс направлен на углубление знаний учащихся и развитие интереса к предмету. Участие в школьном театральном кружке поможет создать условия для самореализации личности ребенка и вовлечь в активный творческий процесс. Так воплощаются принципы эстетического и нравственного воспитания.


Скачать файл

Рубрика: Программы курсов Дата: 19.03.2025


Фрагмент для ознакомления

  1. Актуальность курса

Цель каждой школы – создать идеальные, абсолютные условия для развития ребенка. Вовлечь детей в активный творческий процесс. Участие в школьном театральном кружке поможет создать условия для самореализации учащихся. Ребята учатся взаимодействовать, развивают эстетический вкус и получают новый опыт, учатся общаться вне урока под присмотром опытного педагога. Вдруг пассивные на уроках ребята становятся активными на факультативе, а потом и на сцене, и уже по-другому на уроке.

  1. Цели курса

Учащиеся расширяют и углубляют свои знания о поэтах, писателях, драматургах, учатся ораторскому искусству, активнее погружаются в мир художественно-изобразительной лексики. Яснее и понятнее становятся нравственные и эстетические задумки мастеров слова. Воплощаются принципы эстетического, интеллектуального, нравственного воспитания.

Для достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи.

  1. Задачи курса

В рамках данной программы ребята знакомятся с различными видами театра (кукольный, драматический);

- осваивают различные виды творчества (пластика, мимика, жесты);

- воплощаясь в театральных персонажей, ученики моделируют речь, навыки поведения;

-тренируют память, заучивая тексты;

- пополняют словарный запас;

- совершенствуют орфоэпическую культуру;

- проявляют доброжелательность, внимание, соучастие к товарищу по сцене;

- поиск музыкального оформления и видеозаставок;

- развивают логическую речь;

- сотрудничество с родителями (помощь в создании декораций и костюмов);

4.Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся импровизировать. Стеснительные станут раскрепощённее. Смогут разыграть на уроке сценку на любую сложную тему, будь то определение термина или жизненная ситуация, или иная задумка автора. Научатся понятно и красиво излагать мысли, вдумчиво читать и воспринимать прочитанное. Захотят читать книги вне школьной программы, ходить в театр. Смотреть серьезные фильмы, слушать классическую музыку. Разовьют навыки самостоятельного мышления и исследования.

  1. Возраст учащихся

Курс разработан для учащихся 5-6 классов (10-12 лет)

  1. Формы и методы

Методы: игровой, наглядный, импровизация, объяснительный, дидактические игры, этюды, беседы, чтение текстов.

Формы работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные занятия, репетиции, ролевые игры, творческие мастерские, инсценировки на уроках, праздники, спектакли, экскурсии в театр.

7.Участники и партнеры курса

- учащиеся школы;

- родители;

- педагог-руководитель;

- учитель музыки;

- хореограф.

8. Объект курса

Школьный театр со стабильным коллективом

Анкета для учащихся:

  1. Как вы проводите свой досуг вне школы?
  2. Занимаетесь ли вы творчеством?
  3. Хотели бы вы, чтоб в нашей школе появился свой театр?
  4. Стали бы вы артистом школьного театра?
  5. Каким вы видите школьный театр?

Данная программа включает следующие разделы:

  1. Основы сценической речи - это игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
  2. Ритмопластику - это ритмические, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей.
  3. Основы сценической грамоты – это умение общаться со зрителями, выработка навыков игрового поведения.
  4. Постановочно-репетиционная работа - это приобретение знаний и умений по выстраиванию мизансцены, владение пространством сцены, понимание партнера по сцене, проявление индивидуальности и преодоление скованности.

7.Общее количество часов

34 часа в год (1 час в неделю)

Содержание курса

План факультатива

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

1

Первая встреча. Введение.

1

лекция-беседа педагога

2

Визитная карточка. Словесный батл

1

представь себя (радуга голоса, мир пластики)

3

Чтение текстов «Сказка про козлика-седую голову»,

«Сказка про ленивую девочку»

2

практическая работа с героями сказок

4

Инсценировка, как вести себя за ширмой, выход –поклон и т.д.

2

работа в группах с куклами (произносим четко скороговорки, дышим правильно)

5

Выступление перед учащимися начальных классов

3

показ кукольного театра

6

Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе...

1

обсуждение +/-

(работа над ошибками)

7

Распределение ролей

1

коллективная

8

Чтение текстов «Притчи народов мира». Чудеса человеческой пластики. Волшебство слова

5

практическая работа с героями притч (произносим четко скороговорки, дышим правильно)

9

Обсуждение костюмов и декорации

(пошив+оформление)

2

коллективная и индивидуальная

10

Генеральная репетиция

1

Коллективная работа, прогон (представление начинается)

11

Выступление на родительском собрании «Новогодние посиделки с притчами народов мира»

1

показ

12

Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе...

1

обсуждение +/-

(работа над ошибками)

13

Идем в театр! (поход/поездка в театр)

1

коллективная

14

Обсуждение спектакля

1

индивидуальная, групповая

15

Чтение пьесы

Н. Островского «Снегурочка»

2

индивидуальная, групповая, коллективная

16

Распределение ролей

1

коллективная

17

Репетиции

3

индивидуальная, групповая

18

Обсуждение костюмов и декорации

(пошив + оформление)

1

коллективная и индивидуальная

19

Генеральная репетиция

1

коллективная работа, прогон (представление начинается)

20

Выступление перед учащимися 5-6-х классов

1

коллективная (дышим правильно, радуга голоса, мир пластики)

21

Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе...

1

обсуждение +/-

(работа над ошибками)

22

Театральный эпилог

(подведение итогов сезона)

 

1

коллективная (Теперь я смогу…)

3. Методическое обеспечение

Тексты произведений: «Сказка про козлика-седую бороду»,

«Сказка про ленивую девочку»,

пьеса Н. Островского «Снегурочка»,

видеофильм «Снегурочка»,

ChatGPT для поиска видеозаставок;

Притчи народов мира:

  1. Две снежинки
  2. Две лягушки
  3. Два брата
  4. Суд Соломона
  5. Кошелек с золотыми монетами
  6. Эхо
  7. Ведро с яблоками
  8. Про мудреца и бабочку
  9. Старый дед и внучек

10.Учитель и картошка

11.Осколки доброты

12.Счастье для детей и внуков

4.Формы контроля знаний учащихся

Самостоятельные работы:

- самостоятельное заучивание текста;

-произнесение скороговорок;

- нахождение художественно-изобразительной лексики в изучаемых текстах.

Практические работы:

- знание текста, пересказ, заучивание наизусть;

- пошив костюма или элементы одежды;

- нахождение мизансцены.

Итоговая работа:

- выступление перед зрителями.

5.Ожидаемые результаты

- желание ребят приходить на репетицию;

- вовлеченность в творческий процесс;

- активная работа в паре, группе;

- улучшение дикции;

- практические навыки в процессе создания костюмов персонажей;

- преодоление комплексов, стеснения;

- преодоление страха выступления перед большой аудиторией.

Критерии оценки:

  1. Умеют работать в группеи индивидуально.
  2. Регулярно посещают все занятия.
  3. Умеют делать разбор прозаических и поэтических текстов.
  4. Владеют голосом, мимикой, жестами в достаточной степени.
  5. Умеют определятьи держать мизансцену.
  6. Знают и соблюдают нормы театральной этики.
  7. Учатся слушать собеседника.
  8. Проявляют самостоятельность и личную ответственность в изучениитекста.
  9. Умеют преодолевать стеснение, психологический барьер при выходе на публику.

6. Рекомендации для учителя

- Поддерживать творческий подходв изучении художественных произведений.

- Вовлекать учеников участвовать в театральных постановках, викторинах, праздниках.

7.Заключение

Факультативный курс ориентирован на раскрытие таланта импровизации, а также глубинное освоение художественных текстов, в основе которых заложен воспитательный эффект. Учащиеся перевоплощаются в персонажей так, как чувствуют, понимают и осознают именно они. Это их личное восприятие своего героя-персонажа. Поставленные спектакли учат доброте, любви к родному дому, Родине, родителям, природе.


Скачать файл