Галаганова Галина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Многопрофильная школа-лицей №5 имени С. Сейфуллина»
Факультативный курс направлен на углубление знаний учащихся и развитие интереса к предмету. Участие в школьном театральном кружке поможет создать условия для самореализации личности ребенка и вовлечь в активный творческий процесс. Так воплощаются принципы эстетического и нравственного воспитания.
Рубрика: Программы курсов Дата: 19.03.2025
Цель каждой школы – создать идеальные, абсолютные условия для развития ребенка. Вовлечь детей в активный творческий процесс. Участие в школьном театральном кружке поможет создать условия для самореализации учащихся. Ребята учатся взаимодействовать, развивают эстетический вкус и получают новый опыт, учатся общаться вне урока под присмотром опытного педагога. Вдруг пассивные на уроках ребята становятся активными на факультативе, а потом и на сцене, и уже по-другому на уроке.
Учащиеся расширяют и углубляют свои знания о поэтах, писателях, драматургах, учатся ораторскому искусству, активнее погружаются в мир художественно-изобразительной лексики. Яснее и понятнее становятся нравственные и эстетические задумки мастеров слова. Воплощаются принципы эстетического, интеллектуального, нравственного воспитания.
Для достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи.
В рамках данной программы ребята знакомятся с различными видами театра (кукольный, драматический);
- осваивают различные виды творчества (пластика, мимика, жесты);
- воплощаясь в театральных персонажей, ученики моделируют речь, навыки поведения;
-тренируют память, заучивая тексты;
- пополняют словарный запас;
- совершенствуют орфоэпическую культуру;
- проявляют доброжелательность, внимание, соучастие к товарищу по сцене;
- поиск музыкального оформления и видеозаставок;
- развивают логическую речь;
- сотрудничество с родителями (помощь в создании декораций и костюмов);
4.Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся импровизировать. Стеснительные станут раскрепощённее. Смогут разыграть на уроке сценку на любую сложную тему, будь то определение термина или жизненная ситуация, или иная задумка автора. Научатся понятно и красиво излагать мысли, вдумчиво читать и воспринимать прочитанное. Захотят читать книги вне школьной программы, ходить в театр. Смотреть серьезные фильмы, слушать классическую музыку. Разовьют навыки самостоятельного мышления и исследования.
Курс разработан для учащихся 5-6 классов (10-12 лет)
Методы: игровой, наглядный, импровизация, объяснительный, дидактические игры, этюды, беседы, чтение текстов.
Формы работы: индивидуальные, парные, групповые, коллективные занятия, репетиции, ролевые игры, творческие мастерские, инсценировки на уроках, праздники, спектакли, экскурсии в театр.
7.Участники и партнеры курса
- учащиеся школы;
- родители;
- педагог-руководитель;
- учитель музыки;
- хореограф.
8. Объект курса
Школьный театр со стабильным коллективом
Анкета для учащихся:
Данная программа включает следующие разделы:
7.Общее количество часов
34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание курса
План факультатива
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма работы |
1 |
Первая встреча. Введение. |
1 |
лекция-беседа педагога |
2 |
Визитная карточка. Словесный батл |
1 |
представь себя (радуга голоса, мир пластики) |
3 |
Чтение текстов «Сказка про козлика-седую голову», «Сказка про ленивую девочку» |
2 |
практическая работа с героями сказок |
4 |
Инсценировка, как вести себя за ширмой, выход –поклон и т.д. |
2 |
работа в группах с куклами (произносим четко скороговорки, дышим правильно) |
5 |
Выступление перед учащимися начальных классов |
3 |
показ кукольного театра |
6 |
Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе... |
1 |
обсуждение +/- (работа над ошибками) |
7 |
Распределение ролей |
1 |
коллективная |
8 |
Чтение текстов «Притчи народов мира». Чудеса человеческой пластики. Волшебство слова |
5 |
практическая работа с героями притч (произносим четко скороговорки, дышим правильно) |
9 |
Обсуждение костюмов и декорации (пошив+оформление) |
2 |
коллективная и индивидуальная |
10 |
Генеральная репетиция |
1 |
Коллективная работа, прогон (представление начинается) |
11 |
Выступление на родительском собрании «Новогодние посиделки с притчами народов мира» |
1 |
показ |
12 |
Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе... |
1 |
обсуждение +/- (работа над ошибками) |
13 |
Идем в театр! (поход/поездка в театр) |
1 |
коллективная |
14 |
Обсуждение спектакля |
1 |
индивидуальная, групповая |
15 |
Чтение пьесы Н. Островского «Снегурочка» |
2 |
индивидуальная, групповая, коллективная |
16 |
Распределение ролей |
1 |
коллективная |
17 |
Репетиции |
3 |
индивидуальная, групповая |
18 |
Обсуждение костюмов и декорации (пошив + оформление) |
1 |
коллективная и индивидуальная |
19 |
Генеральная репетиция |
1 |
коллективная работа, прогон (представление начинается) |
20 |
Выступление перед учащимися 5-6-х классов |
1 |
коллективная (дышим правильно, радуга голоса, мир пластики) |
21 |
Похвали себя, а потом скажи, что мог бы улучшить, сыграть иначе... |
1 |
обсуждение +/- (работа над ошибками) |
22 |
Театральный эпилог (подведение итогов сезона)
|
1 |
коллективная (Теперь я смогу…) |
3. Методическое обеспечение
Тексты произведений: «Сказка про козлика-седую бороду»,
«Сказка про ленивую девочку»,
пьеса Н. Островского «Снегурочка»,
видеофильм «Снегурочка»,
ChatGPT для поиска видеозаставок;
Притчи народов мира:
10.Учитель и картошка
11.Осколки доброты
12.Счастье для детей и внуков
4.Формы контроля знаний учащихся
Самостоятельные работы:
- самостоятельное заучивание текста;
-произнесение скороговорок;
- нахождение художественно-изобразительной лексики в изучаемых текстах.
Практические работы:
- знание текста, пересказ, заучивание наизусть;
- пошив костюма или элементы одежды;
- нахождение мизансцены.
Итоговая работа:
- выступление перед зрителями.
5.Ожидаемые результаты
- желание ребят приходить на репетицию;
- вовлеченность в творческий процесс;
- активная работа в паре, группе;
- улучшение дикции;
- практические навыки в процессе создания костюмов персонажей;
- преодоление комплексов, стеснения;
- преодоление страха выступления перед большой аудиторией.
Критерии оценки:
6. Рекомендации для учителя
- Поддерживать творческий подходв изучении художественных произведений.
- Вовлекать учеников участвовать в театральных постановках, викторинах, праздниках.
7.Заключение
Факультативный курс ориентирован на раскрытие таланта импровизации, а также глубинное освоение художественных текстов, в основе которых заложен воспитательный эффект. Учащиеся перевоплощаются в персонажей так, как чувствуют, понимают и осознают именно они. Это их личное восприятие своего героя-персонажа. Поставленные спектакли учат доброте, любви к родному дому, Родине, родителям, природе.