Часовникова Гульсабира Асетовна
преподаватель специальных дисциплин
КГУ "Бородулихинский колледж" УО области Абай
В современном быстроразвивающемся мире, где процесс цифровизации диктует новые способы и методы получения информации, необходимо уходить от традиционных форм уроков через использование в процессе обучения новых технологий, что позволит разнообразить образовательную среду и монотонность учебного процесса, создаст разные условия для смены видов деятельности обучающихся. Осуществлять выбор технологии обучения желательно в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной и целевой категории обучающихся.
Рубрика: СТАТЬИ Дата: 19.03.2025
Одной из главных целей самообразования педагога должно быть повышение педагогического мастерства путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладения любой новой технологии начинается новое педагогическое мышление педагога: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Применяя новые педагогические технологии на уроках, педагог улучшает восприятие и понимание материала, добиваясь более качественных результатов.
Популяризация инновационного обучения в образовании вызвано необходимостью подготовки обучающихся к жизни в современном мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение.
Развитие колледжа в целом и прогресс его работы должны осуществляться как инновационные процессы: путем использования новых идей, технологий, заменой неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий.
В условиях реализации требований государственных стандартов обучения наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
Преимущества использования ИКТ:
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
4. расширение информационных потоков при использовании Internet;
5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.[1]
Однако, наравне с плюсами есть и некоторые недостатки данной технологии обучения: на личном опыте скажу, что одним из таких недостатков является низкий уровень владения обучающимися компьютером, особенно в сельских учебных заведениях.
Технология развития «критического мышления»
Критическое мышление – комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения обучающегося. Эта технология будет эффективна, если на занятиях обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Также важно, чтобы обучающиеся научились, с помощью педагога, подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д.
Эта технология довольно интересна и эффективна, но могут возникнуть сложности использования данной технологии при низком уровне знаний обучающихся.
Развивающее обучение
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить обучающихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что студент уже знает. Третий – это, наоборот, то, что студенту абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Другими словами, зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (степень трудности самостоятельно решаемых задач) и уровнем потенциального развития (чего студент может достигнуть).
Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность студента по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности обучающегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
Эта технология также может вызвать трудности при низком уровне знаний обучающихся.
Игровые технологии
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игры, применяемые на уроках, могут быть: физические, интеллектуальные, психологические, тренинговые, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие, предметные, сюжетные, деловые, математические, химические, биологические, физические, экологические, без предметов, с предметами, настольные, компьютерные
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы.
—Подход к обучающимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
· стимулируется познавательная деятельность
· активизируется мыслительная деятельность
· самопроизвольно запоминаются сведения
· формируется ассоциативное запоминание
· усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда. [2]
Это одна из самых распространенных технологий, ввиду своей эффективности и возможности заинтересовать обучающихся, но также и довольно трудоёмка в процессе подготовки. По собственному опыту скажу, что игровые технологии очень распространены в нашем педагогическом коллективе и доказали свою эффективность.
Технология кейс-стади (Case study)
Суть кейс-метода (Case study) в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс – это:
1. Кейс- это описание реальной ситуации.
2. Кейс- это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).
3. Кейс- это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.
4. Кейс- это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности".
5. Кейс- не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).
Особенностью кейс метода обучения является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения.
Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.[3]
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данная технология также довольно трудно применима для обучающихся с низким уровнем знаний.
Технология интегрированного обучения
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интегрированный урок - это особый тип урока, в котором объединяются несколько дисциплин для изучения или углубления знаний по одной и той же теме.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.[4]
Несмотря на то, что технология интегрированного обучения эффективна в современной системе образования, она имеет и некоторые недостатки, например, подготовительный этап требует дополнительных временных затрат педагогов, им необходимо погрузиться в смежный предмет. Поэтому интегрированные уроки возможно проводить не так часто. Хотя как преподаватель специальных дисциплин, хочу отметить, что технология интегрированного обучения хорошо подходит для преподавателей специальных дисциплин, в случае если один педагог ведет несколько предметов общепрофессионального цикла.
Групповые технологии предусматривают деление обучаемых на несколько групп, где обучающиеся получают специальные упражнения, для решения учебных задач. Действия выполняются под контролем преподавателя. Цель данной технологии – создание необходимых условий для развития у обучающихся самостоятельности, умения взаимодействовать с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах.
Групповая форма работы позволяет быстро организовывать работу на любом уроке. Обучение производится в статистической и динамической паре во время повторения уже изученного материала. Это способствует за короткий срок справиться с проверкой всей группы, причем обучающимся доведется побывать как в роли учащегося, так и педагога. Широко используется самопроверка или взаимопроверка заданий, или упражнений. Такой метод позволяет обучающемуся чувствовать себя свободно, а каждый из них имеет возможность не только проверить, но и самостоятельно выявить ошибки и подсказать их пути решения.
Педагоги считают групповую технологию наиболее приемлемой, так как учащиеся взаимодействуют посредствам диалога, что воспитывает в них дух коллектива. Работая отдельными группами, им предоставляется возможность решать появившиеся проблемы вместе, обсуждать их, приходить к единому мнению.[5]
По моему мнению, основными недостатками данной технологии обучения является то, что эффективность групповой работы на уроке зависит от умения педагога организовать ее должным образом, управлять ею, иначе она рискует превратиться в «хаос». Также при формировании групп необходимо учитывать способности обучающихся и распределять их по группам с учетом их уровня знаний, в случае неправильного формирования групп может привести к тому, что одни обучающиеся будут тщательно выполнять всю работу, а другие — бездействовать.
Технология CLIL
Технология CLIL для современного языкового образования Казахстана представляется в определенной степени инновационной. Поэтому актуальность ее изучения и применения не подлежит сомнению. Это подтверждается результатами исследования рабочих учебных планов и социологического опроса студентов ряда колледжей Казахстана.
Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) представляет собой сравнительно новую методику обучения, которую можно рассматривать как уникальный способ обучения студентов профильным предметам через иностранный язык (teaching content through foreign language), а также обучение иностранному языку через сам предмет (teaching foreign language through content). Данная методика вызывает большой интерес у преподавателей иностранных языков, а также у целого ряда педагогов, владеющих иностранным языком и преподающих свой профильный предмет в колледже[6].
Целью такого обучения является одновременное изучение учебной дисциплины и иностранного языка, т.е. язык рассматривается не в качестве объекта изучения, а в качестве инструмента для познания других предметов. Таким образом, обучение на родном и иностранном языках составляет одно целое. Преподавание происходит на двух языках так, что в учебных ситуациях используется язык, подходящий к ситуации и цели обучения. По методу CLIL иностранный язык может использоваться на всех уроках по всем учебным предметам, кроме родного языка, то есть язык становится не объектом обучения, а его средством. Технология CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет.
По моему мнению, существенным недостатком данной технологии обучения является отсутствие у преподавателей иностранного языка достаточных знаний по тому или иному предмету, так как они не владеют специальной профессиональной лексикой. Другая проблема заключается в том, что преподаватель-предметник либо вообще не владеет языком, либо знает его на недостаточно хорошем уровне.
Сложность также заключается в уровне знаний обучающихся, так как изучать дисциплины в колледже бывает сложно на родном языке, не говоря уже об иностранном.
Как педагог с 15-летним стажем могу сказать, что большинство технологий обучения в учебном процессе результативны, занимательны, продуктивны, интересны, но не стоит останавливаться только на одной или на двух технологиях. Педагог должен уметь рационально и умело сочетать различные технологии обучения для получения наилучшего результата. Технологии обучения – это инструмент для достижения целей обучения и воспитания. Следует помнить, что все современные технологии гармонично дополняют друг друга и только их системное использование способно дать высокий результат.
Список использованной литературы: