Навигация

Применение инновационных технологий при выполнении курсовой работы по экономике в колледже

Дьяченко Светлана Александровна
преподаватель экономических дисциплин
ГККП "Бурлинский колледж"

Инновационные технологии всё больше вращаются вокруг образовательного процесса, особенно в сфере экономики, где технологии могут стать фундаментом успешного обучения и практических знаний. В данной статье рассмотрим основные аспекты использования инноваций при выполнении курсовой работы по экономическим дисциплинам в колледже.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 26.02.2025

Другие материалы этой рубрики


Фрагмент для ознакомления

Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания.

Наиболее востребованы инновационные методические разработки преподавания экономических дисциплин. Это связано, прежде всего, с достаточно обширным предложением экономических специальностей учебных учреждений. От педагогов — преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование инновационных методик обучения. Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим дисциплинам. Отличие данной методики в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Правильно отобранная методика преподавания позволяет наращивать знания, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы в экономике.

В экономических дисциплинах разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности.

В подготовке высококвалифицированных специалистов важная роль принадлежит курсовой работе по дисциплине «Экономика организации».

Курсовая работа выявляет общий уровень подготовки студента, его теоретические знания и практическое умение выполнять самостоятельно расчеты.

Целью курсовой работы является определение уровня теоретической и практической подготовки студента, выявление практических навыков при изучении им теории и практики экономической работы на предприятии.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Написание курсовой работы — это творческий и потому индивидуальный процесс, студенты самостоятельно работают с учебной литературой, нормативно-справочным материалом, рассчитывают аналитические показатели, делают выводы и пояснения, логически увязывают теоретический материал, делают обоснованные заключения и выводы, представляют в полной мере не только полученные общие компетенции, но и развитие профессиональных компетенций.

Студенты специальности «Учет и аудит», в нашем колледже, на 3-ом курсе в соответствии с учебным планом изучают курс «Экономика организаций». Им предстоит выполнить курсовую работу во 2-ом семестре. В зимнюю сессию студенты сдают зачет, в летнюю - экзамен, а по окончании колледжа сдают – Государственный экзамен в объеме всего материала курса. Курсовая работа по «Экономике организаций» является завершающей стадией обучения и способствует закреплению у студентов теоретических знаний и приобретению практических навыков по решению задач экономики. В соответствии с основными задачами экономики устанавливается примерная тематика курсовых работ для студентов специальности «Учет и аудит»

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы из объявленного перечня. Студент имеет право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы курсовой работы студент руководствуется следующими положениями:

- научным и практическим интересом студента (относится, прежде всего, к тем студентам, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, работали в научном студенческом кружке)

- по какой из рекомендуемых тем студент может наиболее полно собрать материал, широко использовать практику функционирования региона (прежде всего, Западно-Казахстанской области).

По одной теме могут выполнять курсовые работы несколько студентов, если объект их исследования или круг рассматриваемых вопросов различен. Эти различия отражаются в плане курсовой работы.

Вот перечень возможных тем для курсовых работ по предмету "Экономика организаций" для специальности "Учет и аудит". Темы ориентированы на изучение экономических, финансовых и учетных аспектов организаций:

1. Анализ эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия.

  1. Роль амортизационной политики в формировании финансовых результатов.
  2. Особенности учета затрат на производство в различных отраслях экономики.
  3. Финансовое планирование как инструмент повышения устойчивости предприятия.
  4. Оценка ликвидности и платежеспособности организации: методы и подходы.
  5. Экономический анализ структуры капитала предприятия.
  6. Анализ безубыточности и пути повышения рентабельности компании.
  7. Учет и аудит дебиторской и кредиторской задолженности.
  8. Влияние налоговой политики на финансовое состояние организации.
  9. Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия.
  10. Экономические основы управления себестоимостью продукции.
  11. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: основные показатели.
  12. Инвестиционная деятельность предприятия: учет и оценка эффективности.
  13. Управление оборотными активами предприятия: учет и анализ.
  14. Методы оценки риска в деятельности предприятия.
  15. Организация учета основных средств на предприятии.
  16. Роль аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия.
  17. Учет доходов и расходов предприятия: проблемы и пути совершенствования.
  18. Экономическое обоснование оптимизации налоговой нагрузки предприятия.
  19. Анализ факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия.
  20. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
  21. Особенности учета и аудита финансовых результатов.
  22. Методы оптимизации затрат предприятия в современных условиях.
  23. Экономические аспекты управления инновационной деятельностью организации.
  24. Учет и анализ денежных потоков предприятия.
  25. Оценка конкурентоспособности предприятия и пути её повышения.
  26. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия.
  27. Роль бюджета в системе управления организацией.
  28. Организация и учет производства продукции в аграрных предприятиях.
  29. Учет затрат на социальные программы и их влияние на экономику организации.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к курсовой работе;

- выбор и закрепление темы курсовой работы;

- составление плана и согласование его с руководителем курсовой работы;

- сбор практического материала;

- написание и оформление курсовой работы;

- подготовка курсовой работы к защите;

- защита курсовой работы

Методика работы с научной экономической литературой

При выполнении курсовой работы необходимо вдумчивое ознакомление с работами ученых – экономистов по региональной экономике, как российских, так и зарубежных. При этом необходимо иметь ввиду, это методологическая основа в работах разных авторов может быть весьма разнообразной. Это зависит от того, к какому направлению, течению или школе экономической мысли принадлежит тот или иной ученый. Студенту следует привыкнуть к такой ситуации, когда по многим экономическим проблемам отсутствует единое мнение, соответственно нет и единой терминологической и понятийной базы, отражающей плюрализм в понимании экономических процессов. Чтобы облегчить изучение данной литературы, необходимо прибегать к помощи справочных изданий – энциклопедий, справочников и т.д. При этом лучше использовать издания последних лет. Это касается всех видов литературы, которые студент будет использовать при выполнении работы.

На сегодняшний день актуально выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсовой работы. Курсовая работа значится одним из главных видов учебных уроков и формой проверки над учебной работой студентов. С каждым годом процесс написания курсовой работы стараюсь совершенствовать. Курсовая работа – это основной вид деятельности студентов, оно помогает развитию у студентов самостоятельных решений, желание находить ответы на поставленные вопросы, подвергать проверке точность своих ответов, способность работать с технической и справочной литературой.

Работа над курсовой дает возможность студентам проявить учебно-познавательные знания и навыки, которые определяют в дальнейшем успешность перефункционирования специалиста в условиях профессиональной деятельности. Когда студенты видят, что их проекты максимально приближены к настоящему, воспринимают свою работу как востребованную, достигнутые результаты помогают увидеть, что знания обеспечивают способность человека принимать решения, адаптироваться в современном обществе, организовывать уверенность в себе как в квалифицированном специалисте.

Для меня курсовая работа дает возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по междисциплинарному курсу, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые изменения.

Введение инноваций в процесс написания курсовой работы может существенно повысить качество выполнения работы, упростить процесс подготовки и стимулировать творческий подход. Рассмотрим основные направления, которые можно использовать:

1. Использование специализированного программного обеспечения

  • Системы управления проектами: например, Trello или Notion, чтобы структурировать процесс написания.
  • Программы для работы с источниками: Zotero или Mendeley для автоматизации управления ссылками и библиографией.
  • Программы для проверки текста: сервисы проверки грамматики и стиля, такие как Grammarly или LanguageTool.

2. Применение искусственного интеллекта

  • Генерация идей и планов с помощью AI-инструментов, таких как ChatGPT.
  • Автоматизация создания аннотаций к источникам.
  • Системы анализа данных для проведения исследований.

3. Облачные технологии

  • Использование Google Docs, Microsoft 365 или других облачных платформ для коллективной работы над текстом.
  • Возможность работы из любой точки и интеграция с другими инструментами.

4. Методы визуализации информации

  • Построение диаграмм, графиков и инфографики с помощью инструментов вроде Canva или Microsoft Power BI.
  • Карты разума (mind maps) для структурирования идей и их визуального представления.

5. Интерактивное обучение

  • Онлайн-курсы и видеоуроки, которые объясняют правила написания научных работ, например, на Coursera или YouTube.
  • Виртуальные консультации с научными руководителями через Zoom или Microsoft Teams.

6. Геймификация процесса

  • Превращение выполнения задач в "игру", например, с использованием приложений вроде Habitica для поддержания мотивации.
  • Установка "чекпоинтов" и получение виртуальных наград за выполнение этапов.

7. Анализ данных и работа с большими объемами информации

  • Использование инструментов статистического анализа (например, SPSS, R или Python с библиотеками Pandas и Matplotlib).
  • Автоматизация обработки данных через специализированное ПО.

8. Электронные библиотеки и базы данных

  • Доступ к современным научным статьям через базы данных вроде JSTOR, Scopus или Web of Science.
  • Использование поисковых систем научных публикаций, таких как Google Scholar.

Преимущества внедрения инноваций:

  • Увеличение продуктивности.
  • Упрощение работы с данными и источниками.
  • Улучшение качества и точности результатов.
  • Сокращение времени на выполнение рутинных задач.

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в образовательном процессе при написании курсовой, каждый преподаватель делает процесс образования более подробным, занимательным, содержательным и познавательным.

После получения курсовой работы руководитель составляет письменную рецензию.

Студент, получив положительную рецензию на курсовую работу от руко­водителя, должен подготовить доклад, в котором кратко и четко изложить ос­новные положения курсовой работы для защиты.

После зашиты курсовая работа сдается руководителем в архив.

Заключение: Инновационный подход к написанию курсовой работы не только облегчает процесс, но и развивает навыки, полезные для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.


Скачать файл