Навигация

Осторожность – мать мудрости. Мягкий знак – показатель мягкости

Олесиюк Мария Францевна
учитель начальных классов
Келлеровской средней школы

Урок проведён в игровой форме - путешествие. В уроке представлены различные формы работы: групповая, парная.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Обучение грамоте | 1 класс Дата: 28.01.2025


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой

1.1.7.1 высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями;

1.2.9.3* понимать роль ь, ъ знака в слове;

1.3.7.1* списывать, писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

Цели урока

Писать, составлять звуковые схемы слов с Ь в середине и конце слова

Ход урока

Этапы урока/

время

Действия педагога

Действия учащихся

оценивание

Ресурсы

Создание положительного эмоционального настроя

(3мин)

(К) -Здравствуйте!

Скажем мы новому дню!

-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!

Здоровья желаем всем и всему!

"Хвалилки".

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

Тренировка по табличкам «Шульте»

 

 

 

Дети гладят друг друга и себя

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблички Шульте

Мотивация к учебной деятельности

 (5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

(10мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради

(10мин)

 

 

 

 

Динамическая пауза

(3 мин)

 

 

 

Работа в группе

(5мин)

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока. Рефлексия (5мин)

 

 

 

Звуки шума морского шторма

- Что это?

Появляется Акула

В класс вбегает сказочный герой

Пират (вбегает, запыхавшись):

 - Ребята, помогите! Наш корабль сел на мель и нам грозит опасность. О! Да! (хватается за голову) Мы не соблюдали осторожность.

 - В огромном море между скал, злая акула закрыла пролив, и вода не может поднять наш корабль. Она требует выполнить какие-то задания, но мы не знаем, как с ними справиться! Они спрятаны в ракушках.

 - Мы готовы отдать вам наши сокровища! Только помогите нам, чтобы злая акула уплыла с пролива.

- Ну, что, ребята, поможем нашему гостю?

- А кто из вас знает, что такое мель?

Мель – это возвышение дна в море.

-Для нашего плавания на нашем корабле «Знаний» мы оденем бескозырки.

-Садитесь на свои места

Повторим правила оценочных листов

Лист самооценки ФИО (раздать заранее)

Первое задание (первая ракушка)

Блиц-опрос

(К)- Звуки мы …а буквы…

- Какие бывают звуки?

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие гласные указывают на их мягкость?

Чтение предложения

- Ребята, наш гость господин Пират принёс с собой послание, давайте прочитаем.

«Наш корабл попал на мел .»

- Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов?

- Могут ли в этом задании нам помочь гласные буквы и, ё, е, ю, я?

-А теперь отгадайте загадку

Было – угол, стало – уголь.

Было – мел, а стало – мель.

Догадаться вы сумели,

почему случилось так?

Кто виновник?

(Мягкий знак!)

– Верно. Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О букве Ь).

– Сегодня вы узнаете об особенностях мягкого знака.

На доске записано слово «МЕЛ - МЕЛЬ»

-Сделайте звуковой анализ слов

-Звук «Л» был –твёрдый, а стал – мягкий, почему?

-Закрасьте часть ракушки под № 1

Второе задание (вторая ракушка)

(К) Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Чтение – догонялки, цепочкой.

Беседа по прочитанному.

-Кто главные герои?

-Можно ли их назвать друзьями?

-Как вы думаете, почему Соломинка согласилась?

-Почему герои не смогли выполнить задуманное, как можно перебраться через речку

- Чтобы переходить реку, необходима осторожность.

- Какой урок дает эта сказка, чему нас учит?

Найти и прочитать выделенные слова

Работа с правилом.

Мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком (Ь). Буква Ь звука не обозначает.

Закрасьте часть ракушки под № 2

Третье задание (третья ракушка)

(П) Найти в классе слова, где можно добавить Ь

Работаем в паре, записываем эти слова.

-Проверяем.

В это время 2 ученика (слабые)работают у доски

Закрасьте часть ракушки под № 3

Физминутка танец под музыку

«Песенка про Ь»

Четвёртое задание (четвёртая ракушка)

(Г) Групповая работа

- Подчеркнуть слова с Ь, который является показателем мягкости согласного.

Пятое задание (пятая ракушка)

(Г)

- Собрать пословицу и объяснить.

- Как нужно вести себя в весенний период при таянии снега?

Закрасьте часть ракушки под № 4 и № 5

-Итак, какую работу выполняет ь?

-Есть у него звук?

-Тогда для чего же он нужен?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью

«Камешек успеха». Прикрепите свою ракушку на тот уровень, где вы сейчас находитесь.

Пират дарит всем детям маленькие ракушки.

В оставшееся время записать пословицы у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одевают бескозырки

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый раздел ракушки - отдельное задание, дети окрашивают в нужный цвет

 

 

-Слышим и произносим

-Видим и читаем

 

 

 

Отвечают полным ответом.

 

 

Делают с помощью учителя вывод о необходимости ещё одной буквы, обозначающей мягкость согласного звука.

 

 

Один ученик выполняет у доски

 

 

 

 

Хотела помочь друзьям. Она оказалась смелая

Действовали недружно, не согласованно

Дети предполагают, как можно перебраться через речку.

 

 

Дети, двигаясь по классу находят слова, где можно добавить Ь

Работают в паре

 

Дети танцуют вместе с Пиратом

 

Ученики рассказывают, почему нужно быть осторожным весной.

Собирают пословицы

 

 

 

 

 

Делают вывод:

Мягкость согласного звука обозначается на письме … . Буква Ь звука … .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание по листам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание по листам

 

 

 

 

Самооценивание по листам

 

 

 

Самооценивание по листам

 

 

 

 

 

 

Самооценивание по листам

 

 

Компьютер. Шум воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с ракушками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с.71

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации на доске

 

 

 

 

 

На карточках записаны слова и прикреплены по классу.

Аудиозапись песни.

 

 

 

Карточки с заданиями

Комп. - картинки

           

Приложение

Слова размещённые в классе :

  1. Бол_, нол_, сон_, урок_, гус_, двер_, сол_, мол_, орёл_, ден_, пен_, тен_, сон_, нос_, сет_, пыл_, лос_, куст_, сад_, мёд_, (слова размещены по классу)

Для слабых учащихся

Зачекни Ь

ЬМЬ ОЬ ЛЬ ОЬ Д ЬЕЬ Ц Ь

Определи нужен Ь или нет

Лос_

Сол_


Скачать файл