Навигация

Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся с ООП

Новикова Светлана Владимировна
учитель специальной организации образования
КГУ "Специальная школа-интернат №4" управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки. ИКТ имеют большое значение для учащихся, как начальной школы, так и основной школы, на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Положительные и отрицательные стороны использования ИКТ.


Скачать файл

Рубрика: СТАТЬИ Дата: 06.01.2025


Фрагмент для ознакомления

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

ИКТ имеют большое значение для учащихся, как начальной школы, так и основной школы, на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

Информатизация в значительной степени преобразовала процесс получения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением компьютера учитель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов.

Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и Интернет-технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом.

Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные энциклопедии: https://www.youtube.com/watch?v=4LQDsIN0MTQ&t=190s

Программы для пения караоке: https://www.youtube.com/watch?v=CFC55xhg5p0

https://www.youtube.com/watch?v=OtYhOetmuLc

Видео-уроки: https://www.youtube.com/watch?v=EGKrkDQBRbI&list=PLJLufa1wYO16ySYVbHa0B3AAVRZfSFhp2

Мультимедийные презентации: https://www.youtube.com/watch?v=D3lYhj0TCvE

Музыкальные игры «Угадай мелодию», «Угадай музыкальный инструмент»: https://www.youtube.com/watch?v=8KbIZBK2fcA

https://www.youtube.com/watch?v=4Fjtw0Nn3fE

https://www.youtube.com/watch?v=Wc5bxktzUGc

https://www.youtube.com/watch?v=N8GcihxT1eg

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (с использованием мультипликации): https://www.youtube.com/watch?v=aIM2WMu2fCw

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.), произведения композиторов и репродукции с картин художников, для более успешного усвоения материала. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают картины природы и не только. Ребятам предлагается сравнить музыку разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

Но главное для учителя — это приобщение ребёнка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству.

В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

Подвижные игры и физминутки: https://www.youtube.com/watch?v=FxiV0XibvWY

Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

•    наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

•    музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить;

•    интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь.

•    интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку.

Всем известно, что информации по музыке в наших библиотеках не так много, соответственно ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации.

Отрицательные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

Анализ результатов бесед с учащимися, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (дети отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету.

Использование ИКТ на уроках музыки помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования. Они способствуют развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль учителя, которого не сможет заменить ни один компьютер


Скачать файл