Навигация

Тождественные преобразования выражений. Составление задач

Гудова Людмила Владимировна
учитель математики
КГУ "Архиповская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района" Управления образования акимата Костанайской области

Цель урока: проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил.


Скачать файл

Рубрика: ШКОЛА-Математика | 7 класс Дата: 06.01.2025


Фрагмент для ознакомления

Цели обучения в соответствии с учебной программой

7.1.2.14 использовать формулы сокращенного умножения для рационального счета;

7.2.1.14 раскладывать алгебраические выражения на множители с помощью формул сокращенного умножения;

7.2.1.15 выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения

7.4.3.1 составлять математическую модель по условию задачи;

7.4.2.2 решать текстовые задачи, с помощью составления уравнений и неравенств

Цель урока

проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил.

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь!

Учитель: Сегодня я хотела бы начать урок отрывком из произведения «Автобиография» сербского писателя 19 века Нушича Бранислава:

«— Где ты родился, Спира? — спрашивает учитель математики Спиру Найдановича.

Спира молчит, хлопает глазами и смотрит в потолок.

— Где ты родился, Спира? — повторяет учитель.

Спира молчит, хлопает глазами и смотрит в потолок.

— Бог ты мой, ты что, не знаешь, где ты родился?

— Я забыл.

— А что же ты тогда знаешь? Ну, скажи мне, что ты знаешь, если ты даже не знаешь, где ты родился?

— А плюс В в квадрате равно А в квадрате плюс два АВ плюс В в квадрате! — выпаливает Спира, как из пулемета.».

Чем же этот отрывок связан с нашим уроком?

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения», мы посмотрим, а как же мы выучили формулы сокращенного умножения и как же мы их можем применять. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока

 

Актуализация полученных знаний.

Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы.

Оценочный лист

“Я познание сделал своим ремеслом…”

Фамилия и имя:_____________________________

Цели:

 

Задания

Баллы

1. Получить новые знания

 

1. Дорога счет

 

2. Показать свои знания

 

2. Поле соответствий

 

3. Получить хорошую оценку

 

3. Озеро ошибок

 

4.

 

4. Море возможностей

 

5.

 

5. Тест

 

 

Итог

 

Оценка

 

 

Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.

Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с листом оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организуют группы и работают в группах

Деление на 2 группы с помощью симок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило

а2 – в2 = (а – в)(а + в)

разность квадратов двух выражений

Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму.

(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2

квадрат суммы двух выражений

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а – в) 2 = а2 – 2ав + в2

квадрат разности двух выражений

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а + в) 3 = а3 + 3а2в + 3ав2 + в3

куб суммы двух выражений

Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения.

(а – в) 3 = а3 – 3а2в + 3ав2 – в3

куб разности двух выражений

Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения.

а3 + в3 = (а + в)(а2 – ав + в2)

сумма кубов двух выражений

Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений на неполный квадрат их разности.

а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)

разность кубов двух выражений

Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений на неполный квадрат их суммы.

 

Переходим с вами на «Дорогу счёта» Давайте посчитаем устно:

1. Найдите квадраты выражений: 2a, 3b, 2ab, 5n.

2. Найдите произведение выражений: m и n, -4b и -7a, 3а и 0.

3. Найдите удвоенное произведение выражений: -1 и 1,5с, 11ax и 3by, 8а и -2.

4. Прочитайте выражения: а+b; (а+b)²; х-у; х²−y,

(х-у)²; х²−y².

 

Ребята, посмотрите внимательно на 4 задание. Скажите, какие формулы сокращенного умножения вы здесь видите? Верно, квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов.

Те, кто отвечал, оцените свои ответы и поставьте балл (от 1 до 5) за устный счет в оценочный лист.

Теперь мы отправляемся на «Поле соответствий». Поработаем в парах. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом. Вы должны соотнести цифру с буквой. При правильном решении у вас получится имя великого математика. Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д.

Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия.

№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н

 

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Молодцы ребята, вы получили имя великого математика Диофанта Александрийского. Показываю его портрет

Историческая справка.

Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

Ребята, направляемся к «Озеру ошибок» Я раздаю вам карточки с решеными примерами, вам нужно найти ошибку в каждой записи и исправить её на своем листе.

1. (4у-3х)(4у+3х)=8у²-9х² (вместо 8у² должно быть 16у²)

2. 100х²-4у²=(50х-2у)(50х+2у) (вместо 50х должно быть 10х)

3. (3х+у)²=9х²-6ху+у² (вместо -6ху должно быть +6ху)

4. (6a-9c)²=36a²-54ac+81c² (вместо -54ac должно быть -108ac)

5. 4у²- 14у + 1=(2у – 1)² (вместо –14у должно быть -4у)

Ребята, какими формулами вы пользовались в данном задании? Верно, формулами сокращенного умножения. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания друг у друга и поставьте оценку своему однокласснику в его оценочный лист.

6. Физкультминутка «Поляна отдыха» Ребята, я предлагаю немного отдохнуть. Проведем небольшую физкультминутку с использованием интернет источника.

7. Отдохнули? А теперь продолжим нашу работу! Перед вами тест под названием «Море возможностей» Ученики получают карточки с заданиями. Этот тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.

К доске выйдут по одному ученику от каждого варианта. В конце мы проверим как вы справились с тестом.

Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО». Два ученика выходят к доске и решают задания.

 

Вариант 1:

1)Вычисли: 412 – 312

б) 72

в) 720

г) 730

2)Вычисли: 262 – 742

е) – 4800

ж) 4800

з) – 480

3)Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16

c) (a2 + 4)2

n) (a – 4)2

p) (a2 – 4)2

4)Выполни действие: (х + 1)2

н) х2 + 2х + 1

к) (х3 – 4) (х3 + 4)

л) (х2 – 2) (х2 + 2х + 4)

5)Разложи на множители: 25b2 – 16c4

a) (5b – 4c2)2

o) (5b – 4c2) (5b + 4с2)

д) (5b – 4c) (5b + 4c)

Вариант 2:

1)Вычисли: 762 – 242

а) – 520

в) 5200

c) 52

2)Вычисли: 832 –732

e)1560

ж) 156

з) 1540

3)Разложи на множители: 4 + 4b2 + b4

к) (2 – b2)2

п) (2 + b)2

р) (2 + b2)2

4)Выполни действие: (с – 2)2

н) с2 – 4с + 4

м) (1 – c3 ) ( 1 + c3

л) (1 – с3) ( 1 + 2с3 + с6)

5)Разложи на множители: 36x4 – 49y2

e) (6x2 – 7y)2

o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)

a) (6x – 7y) (6x + 7y)

Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д. до 1 балла.

Замените  одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Групповое задание.) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)

Ответы:

1

 

a

2

 

2m

3

 

3b

4

 

0,4y

5

 

x2, y2

6

 

x3, 64

- Какими формулами вы пользовались в данном задании?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сапоставляют левую и правую часть формулы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 учащихся у доски, остальные в тетрадях

 

 

 

 

самостоятельно решают

 

 

 

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организуют группы и работают в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смайлики

 

 

 

 

 

 

 

взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдайд 5

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

 

Слайд №11

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

4. Итог урока.

А теперь, ребята, поезд отправится обратно домой, мы подведем итог нашего путешествия. Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с таблицей, выставить баллы за урок:

   баллов

отлично

   баллов

хорошо

до  баллов

старайся

Рефлексия

Я, в свою очередь хочу сказать спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на сегодняшнем уроке, думаю, что вы легко сможете применять все изученное в жизни. Урок окончен, до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13

 

 

Домашнее задание

8. Постановка домашнего задания (Слайд 12).

Дифференцированная домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на оценку «3» - 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» - заполнена вся таблица.

1 и 2 выражения

Многочлен равный квадрату суммы этих выражений

Многочлен равный квадрату разности этих выражений

Разность квадратов этих выражений

-5а и b

 

 

 

3а иb

 

 

 

2 и 0,2b2

 

 

 

a2b и –4

 

 

 

6 и х2у2

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Подводят итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15


Скачать файл