Гудова Людмила Владимировна
учитель математики
КГУ "Архиповская общеобразовательная школа отдела образования Мендыкаринского района" Управления образования акимата Костанайской области
Цель урока: проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил.
Рубрика: ШКОЛА-Математика | 7 класс Дата: 06.01.2025
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
7.1.2.14 использовать формулы сокращенного умножения для рационального счета; 7.2.1.14 раскладывать алгебраические выражения на множители с помощью формул сокращенного умножения; 7.2.1.15 выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения 7.4.3.1 составлять математическую модель по условию задачи; 7.4.2.2 решать текстовые задачи, с помощью составления уравнений и неравенств |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
проверить уровень усвоения учащимися темы, знание ими соответствующих формул и правил. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока/время |
Действия педагога |
Действия учеников |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
Приветствие. Организационный момент. Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Учитель: Сегодня я хотела бы начать урок отрывком из произведения «Автобиография» сербского писателя 19 века Нушича Бранислава: «— Где ты родился, Спира? — спрашивает учитель математики Спиру Найдановича. Спира молчит, хлопает глазами и смотрит в потолок. — Где ты родился, Спира? — повторяет учитель. Спира молчит, хлопает глазами и смотрит в потолок. — Бог ты мой, ты что, не знаешь, где ты родился? — Я забыл. — А что же ты тогда знаешь? Ну, скажи мне, что ты знаешь, если ты даже не знаешь, где ты родился? — А плюс В в квадрате равно А в квадрате плюс два АВ плюс В в квадрате! — выпаливает Спира, как из пулемета.». Чем же этот отрывок связан с нашим уроком? Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Формулы сокращенного умножения», мы посмотрим, а как же мы выучили формулы сокращенного умножения и как же мы их можем применять. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока
Актуализация полученных знаний. Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы. Оценочный лист
Ребята, формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений. |
Приветствие
Записывают в тетрадь
Знакомятся с листом оценивания
Организуют группы и работают в группах Деление на 2 группы с помощью симок |
Похвала
взаимооценивание |
Слайд №3
Слайд №4
Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока
|
А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило
Переходим с вами на «Дорогу счёта» Давайте посчитаем устно: 1. Найдите квадраты выражений: 2a, 3b, 2ab, 5n. 2. Найдите произведение выражений: m и 3. Найдите удвоенное произведение выражений: -1 и 1,5с, 11ax и 3by, 8а и -2. 4. Прочитайте выражения: а+b; (а+b)²; х-у; х²−y, (х-у)²; х²−y².
Ребята, посмотрите внимательно на 4 задание. Скажите, какие формулы сокращенного умножения вы здесь видите? Верно, квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов. Те, кто отвечал, оцените свои ответы и поставьте балл (от 1 до 5) за устный счет в оценочный лист. Теперь мы отправляемся на «Поле соответствий». Поработаем в парах. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом. Вы должны соотнести цифру с буквой. При правильном решении у вас получится имя великого математика. Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д. Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия.
Молодцы ребята, вы получили имя великого математика Диофанта Александрийского. Показываю его портрет Историческая справка. Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения. Ребята, направляемся к «Озеру ошибок» Я раздаю вам карточки с решеными примерами, вам нужно найти ошибку в каждой записи и исправить её на своем листе. 1. (4у-3х)(4у+3х)=8у²-9х² (вместо 8у² должно быть 16у²) 2. 100х²-4у²=(50х-2у)(50х+2у) (вместо 50х должно быть 10х) 3. (3х+у)²=9х²-6ху+у² (вместо -6ху должно быть +6ху) 4. (6a-9c)²=36a²-54ac+81c² (вместо -54ac должно быть -108ac) 5. 4у²- 14у + 1=(2у – 1)² (вместо –14у должно быть -4у) Ребята, какими формулами вы пользовались в данном задании? Верно, формулами сокращенного умножения. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом по парте, проверьте правильность выполнения задания друг у друга и поставьте оценку своему однокласснику в его оценочный лист. 6. Физкультминутка «Поляна отдыха» Ребята, я предлагаю немного отдохнуть. Проведем небольшую физкультминутку с использованием интернет источника. 7. Отдохнули? А теперь продолжим нашу работу! Перед вами тест под названием «Море возможностей» Ученики получают карточки с заданиями. Этот тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву. К доске выйдут по одному ученику от каждого варианта. В конце мы проверим как вы справились с тестом. Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО». Два ученика выходят к доске и решают задания.
Вариант 1: 1)Вычисли: 412 – 312 б) 72 в) 720 г) 730 2)Вычисли: 262 – 742 е) – 4800 ж) 4800 з) – 480 3)Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16 c) (a2 + 4)2 n) (a – 4)2 p) (a2 – 4)2 4)Выполни действие: (х + 1)2 н) х2 + 2х + 1 к) (х3 – 4) (х3 + 4) л) (х2 – 2) (х2 + 2х + 4) 5)Разложи на множители: 25b2 – 16c4 a) (5b – 4c2)2 o) (5b – 4c2) (5b + 4с2) д) (5b – 4c) (5b + 4c) Вариант 2: 1)Вычисли: 762 – 242 а) – 520 в) 5200 c) 52 2)Вычисли: 832 –732 e)1560 ж) 156 з) 1540 3)Разложи на множители: 4 + 4b2 + b4 к) (2 – b2)2 п) (2 + b)2 р) (2 + b2)2 4)Выполни действие: (с – 2)2 н) с2 – 4с + 4 м) (1 – c3 ) ( 1 + c3) л) (1 – с3) ( 1 + 2с3 + с6) 5)Разложи на множители: 36x4 – 49y2 e) (6x2 – 7y)2 o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y) a) (6x – 7y) (6x + 7y) Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д. до 1 балла. Замените одночленом так, чтобы получившееся равенство было тождеством. (Групповое задание.) Взаимопроверка. («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки) Ответы:
- Какими формулами вы пользовались в данном задании? |
Сапоставляют левую и правую часть формулы
Устный счет
Самостоятельно работают парах
Индивидуальная работа
Физминутка
2 учащихся у доски, остальные в тетрадях
самостоятельно решают
Проверяют
Организуют группы и работают в группах |
взаимооценивание
Самооценивание
Смайлики
взаимооценивание
Комментарий учителя
Взаимооценивание |
Сдайд 5
Приложение 2
Слайд №6
Слайд №7
\
Слайд №8
Слайд 9
Слайд №10
Слайд №11 Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока |
4. Итог урока. А теперь, ребята, поезд отправится обратно домой, мы подведем итог нашего путешествия. Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с таблицей, выставить баллы за урок:
Рефлексия Я, в свою очередь хочу сказать спасибо вам, ребята, за вашу активную работу на сегодняшнем уроке, думаю, что вы легко сможете применять все изученное в жизни. Урок окончен, до свидания. |
|
|
Слайд №13
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
8. Постановка домашнего задания (Слайд 12). Дифференцированная домашняя работа. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу: даны 5 пар выражений на оценку «3» - 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» - заполнена вся таблица.
|
Записывают домашнее задание в дневник. Подводят итог урока |
|
Слайд №15 |